Эссе «Моя педагогическая
философия»
Миссия
быть Учителем
Любите то,
что преподаете, и тех, кому преподаете.
В.О.
Ключевский
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся
пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди
потеряли свой путь. Как быть?» Один из духов предложил навеять на людей сон
пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только
четвёртый высокий Дух изрёк: «Вложи в каждого человека жажду знаний и дай им
учителя».
Послал Бог учителей
на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых
ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времён
рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это
УЧИТЕЛЯ».
Почему я стала
учителем?Почему осталась в этой профессии до
сегодняшнего дня и не поменяла её на
любую другую, спокойную и
более оплачиваемую?
Какой он, современный педагог?
У каждого
человека есть свой ПУТЬ, который он
выбирает и идёт по нему всю жизнь. И счастлив тот человек, кто может определить
свой путь и, идя по нему, не сожалеть о своем выборе.
После окончания
неполной средней школы я встала перед
выбором: продолжить обучение в школе и поступить на юридический факультет
или в училище на экономический. Вспоминаю
разговор с отцом, который убеждал поступать именно на экономический факультет,
приводя убедительные доводы престижности данной профессии. Тем не менее,
почему-то (или это судьба?) я решила поступать в педагогическое училище, чтобы
посвятить себя работе с учащимися начальных классов. До сих пор непросто даже
самой себе ответить на вопрос: почему остановила свой выбор на профессии
учителя, ведь как сейчас, так и 17 лет назад, в школе работали в основном
энтузиасты. Но, наверное, это было предопределено, ведь неслучайно в
подготовительной группе детского сада обучала своих сверстников чтению, а
обучаясь в начальных классах, часто играла с младшей сестрой, знакомя её с
буквами и цифрами. Получается, что не только я выбрала эту профессию, но и она долго выбирала меня. Помимо основной
специальности, я опробовала себя в нескольких модулях: учитель немецкого
языка, русского языка и литературы, хореографии. Получив дипломы, работала и
педагогом дополнительного образования, и педагогом - хореографом, и вожатой, и
воспитателем ГПД. И всё-таки стала
учителем начальных классов… Возможно, это мой ангел указал мой ПУТЬ – БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ.
И вот уже больше
10 лет я живу в гармонии с собой и
миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь,
взлёты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи
и уроки детских открытий.Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется
будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с
нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень
ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Я люблю детей
просто потому, что они дети. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в
светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Это, по словам
Плутарха, «не пустой сосуд, который
нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Мой Путь – это и путь постижения МИРА моими учениками, которых
родители доверили мне, учителю.
Быть первым
учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого
ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем
найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными
путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с
другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно
вымерять уровнем и всё исправить. Но
только у учителя результат будет виден
не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём
его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как
они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу
заставляет страдать равнодушие учителя,
несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество
души человека дети ставят порой выше доброты. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный
человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря
на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась,
потому иду по жизненному пути с
порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с
детьми – искренними и чистыми душами.
Для меня
учительство - призвание, а не просто профессия. Педагогом нельзя быть по понедельникам и пятницам и
только на школьном уроке.
Любить всех своих учеников, быть внимательным к каждому ребенку, суметь
поддержать его в трудную минуту – все это возможно только по зову сердца,
движению души. «Любите то,
что преподаете, и тех, кому преподаете» (В.О. Ключевский). Это моё педагогическим кредо. Любить
детей.… Любить - значит, понимать, что
они не запрограммированные существа, а
личности со своими характерами, темпераментом, привычками. Понимать, что нет на
свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или
боятся верить, что ребёнок – личность. Понимать, что не только я, педагог, учу
ребёнка, но и он, мой ученик, несмотря на свой малый жизненный опыт, помогает
мне постичь жизнь. Получается, что мы учимся одновременно. Сотворчество, сотрудничество,
согласие - триада, определяющая
мой Путь учителя.
Быстро меняются
требования к образованию. Стараясь жить в унисон с нашим стремительным веком,
многие порой забывают о том, что главное
в учительской профессии – верность выбранному пути. Но верность не как нечто застывшее, неизменное, а как
постоянное желание дарить знания и любовь детям при понимании современных
требований в образовании и моделировании образовательного процесса сообразно
им. Как современны и сегодня слова великого русского писателя и гуманиста Льва
Николаевича Толстого: «Не тот учитель,
кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя
уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта
уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые
человек приносит своему призванию».
Быть учителем –
это понимать, что современный ребёнок
живёт в современном информационном мире, поэтому сегодня недостаточно
знать свой предмет, методику его преподавания. Необходимо владеть
инновационными технологиями,
эффективно использовать в
образовательном процессе цифровые и электронные ресурсы. Сегодняшние дети
воспитаны на компьютерах, смартфонах, планшетах, ноут- и нетбуках, электронных
книгах… Порой кажется, что дети знают больше нас и заставляют идти вперёд,
постоянно совершенствоваться: изучать компьютерные программы, использовать
всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне
урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников, учить
их создавать мультимедийные продукты самостоятельно и презентовать на различных
конкурсах. Применять электронные мультимедийные учебные пособия, дающие возможность школьникам получать новую
информацию по разным каналам восприятия - с помощью графики,
фото, видео, анимации и звука и (что особенно важно для меня) организовать
личностно - ориентированное обучение.
Пользуясь
открытой образовательной мультимедийной системой, разрабатываю авторские образовательные
проекты для школьников. Результаты своего труда вижу в активизации
познавательной деятельности учащихся: увеличивается число детей, принимающих
участие в различных интеллектуальных и
творческих конкурсах, в том числе через Интернет. Считаю, что участие в
конкурсах не должно быть ради самого участия - должна быть решена такая важная
задача, как понимание учеником значения полученных знаний, приобретение личностного
опыта в ходе интеллектуального и творческого процесса. Убеждена: участие в
конкурсах повышает предметную компетентность учеников - умение в конкретной
ситуации распознать и сформулировать проблемы, выделить информацию, необходимую
для её решения, сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе
анализа информации.
Для меня важно
стать своеобразным проводником моих учеников в
мир информационных ресурсов, в мир, где можно стать исследователем,
менеджером, рекламным агентом … Конечно, кто-то может возразить: и что все ваши совместные открытия
с учениками, если ваша зарплата
невелика, а времени свободного нет? Но понимание величия своей МИССИИ УЧИТЕЛЯ и радость открытия
ребёнком себя в мире и мира в себе дают силы и желание идти по выбранному Пути.
Быть учителем – это быть для своих учеников опорой.
Находить позитивное в любой ситуации, передавать этот заряд оптимизма своим
ученикам. Увлекать, окрылять, вдохновлять детей, учить противостоять трудностям
и побеждать. Но и этого недостаточно. Необходимо проявить терпение в ожидании
результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в сложных
обстоятельствах и не растерять человеческие качества на тернистом учительском пути.
Почему я стала
учителем?
Почему осталась в этой
профессии до сегодняшнего дня и не поменяла
её на
любую другую, спокойную и
более оплачиваемую?
Какой он, современный педагог?
Потому, что у меня своя, особенная миссия. И,
возможно, согласно легенде, я одна из тех Светлых ангелов, посланных на
Землю с самой созидательной миссией - учить детей добру, делая мир лучше. А мой Путь –
это путь всех УЧИТЕЛЕЙ, подобно «духовному мосту»
связывающих прошлое с будущим, утверждающих в мысли, что каждый из его
учеников- не случайный в этом мире, а носитель своей неповторимой миссии.
|