Персональный сайт Шабалиной Натальи НиколаевныСуббота, 04.05.2024, 06:11

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Статьи | Регистрация | Вход
...

Моё портфолио

Я учитель

Метод. объединение

Для вас, родители

Детская страничка
Блог класса

...

Президент России

Новости образовани

Осуществление содержательной и методологической преемственности между курсами «Основы религиозных культур и светской этики» и «Истоки».

На сегодняшний день существует разнообразие программ предметов духовно-нравственного цикла. Костромская земля славится опытом работы педагогов именно в духовно-нравственном образовании и воспитании. На сегодняшний день в Костромской области успешно реализуется программа социокультурного курса «Истоки», во всех школах области ведется курса «Основы религиозных культур и светской этики.  Изучение данных курсов необходимо, так как без знания русских традиций затрудняется восприятие предметов гуманитарного цикла в области культуры, искусства, литературы, русского языка.
         Особое значение приобретает курс «Основы православной культуры» для людей, стремящихся воспитать своих детей в знании культурных традиций своего народа, а так же для мигрантов, желающих для своих детей полноценного образования и надеющихся на успешную социализацию своих детей в России, в целом, и в Костроме, в частности.
         Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в  образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к  ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный  системный подход в образовании.  Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности. Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования  – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Курс  «Основы религиозных культур и светской этики»  является культурологическим  и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных обьединениях» ( 1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры  в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание курса ОРКСЭ  в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества в глубь времён. Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.  Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении этих качеств надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

            В процессе изучения основ культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы, а так же курс ИСТОКИ, предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История»

Рассматривая материал модулей курса ОРКСЭ, курса «Истоки» видны обще предметные линии:

Курс «Истоки»  (1-4 класс)

Курс «Основы православной культуры»  (4 класс)

Курс «Основы светской этики»

(4  класс)

Курс «Основы мировых религиозных культур»

(4  класс)

Курс «Основы  исламской культуры»

Курс «Основы  буддийской культуры»

Курс «Основы  иудейской культуры»

Родной край

Россия - наша Родина

Россия - наша Родина.

Россия - наша Родина.

Россия - наша Родина

Россия - наша Родина

Россия - наша Родина

Книга.

Библия и Евангелие

 

Священные книги религий мира

Коран и Сунна

Буддийский священный канон «Трипитака»

Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы.

Храм

Храм

 

Священные сооружения

Хиджра

Буддийский храм

Храм в жизни иудеев

Семья

Христианская семья

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Семья

Семья в исламе

Семья в буддийской культуре и её ценности

Ценности семейной жизни в иудейской традиции

Милосердие

Милосердие и сострадание

 

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Пожертвования во имя Всевышнего

Сострадание и милосердие

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Молиться  всей церковью

Пасха

 

Праздники и календари

Праздники мусульман

Буддийские праздники

Еврейские праздники: их история, традиции

Щит и меч

Подвиг

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Долг, свобода, ответственность, труд

Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству

Любовь и уважение к Отечеству

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 класса по курсу «ОРКСЭ»  и курсу «ИСТОКИ» не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель Филарет  (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к осознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и др. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытия мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества. 

Использованные ресурсы

1.       http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php

2.       http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9+%D0%9E%D0%A0%D0%9A%D0%A1%D0%AD&clid=1923020&lr=213

3.       http://www.orkce.org/node/454

4.       http://xpam-xpicta.ru/duhovnoe-prosveschenie-i-katehizacija/7300-pedagogicheskiy-forum-dlya-uchiteley-orkse.html

5.       http://omczo.org/publ/65

 

 


...

Полезные ссылки
  • Википедия-свободная энциклопедия
  • Образование Шарьи
  • МУ "Информационно-методический центр" городского округа город Шарья
  • МОУ СОШ №6 городского округа город Шарья

  • ...

    ...
    Календарь праздников Поздравления Поздравления на 9 мая

    Облако тегов

    ...

    ...

    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 10

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz