Осуществление содержательной и
методологической преемственности между курсами «Основы религиозных культур и светской
этики» и «Истоки».
На сегодняшний день
существует разнообразие программ предметов духовно-нравственного цикла.
Костромская земля славится опытом работы педагогов именно в
духовно-нравственном образовании и воспитании. На сегодняшний день в
Костромской области успешно реализуется программа социокультурного курса
«Истоки», во всех школах области ведется курса «Основы религиозных культур и
светской этики. Изучение данных курсов
необходимо, так как без знания русских традиций затрудняется восприятие предметов
гуманитарного цикла в области культуры, искусства, литературы, русского языка.
Особое значение приобретает курс
«Основы православной культуры» для людей, стремящихся воспитать своих детей в
знании культурных традиций своего народа, а так же для мигрантов, желающих для
своих детей полноценного образования и надеющихся на успешную социализацию
своих детей в России, в целом, и в Костроме, в частности.
Курс «Истоки» соответствует требованию
ФГОС НОО, который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных,
творческих, компетентных и успешных граждан России.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно
новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы
по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической,
социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере
культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым,
направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося.
Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение
человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности
личности. Методологическую основу данной программы составляет
социокультурный системный подход в образовании. Содержательной целью курса «Истоки»
является инициирование процесса становления социокультурной компетентности
учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным
ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти
ценности. Существенной характеристикой предлагаемой программы
является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и
культуросообразности образования. В основе преподавания учебного курса «Истоки»
лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном
системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм
обучения.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является
культурологическим и направлен на
развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры
России, на понимание их значения в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним.
В ходе изучения этого нового предмета
учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной
православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных
обьединениях» ( 1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории
России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного
признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает
необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных
учреждениях России.
Преподавание курса ОРКСЭ в 4 классе общеобразовательного учреждения не
ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно
направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества,
обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества в глубь времён.
Учащиеся начальной школы, прежде всего, должны ознакомиться со священными
страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек
должен стремиться к добродетельной жизни. Учитывая
глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении этих качеств надо,
прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам.
В процессе изучения основ культуры у школьника формируется умение критически
оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться
в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать
высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.
Курс ОРКСЭ
дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся
учащиеся основной школы, а так же курс ИСТОКИ, предваряет начинающееся в 5
классе изучение предмета «История»
Рассматривая материал модулей курса ОРКСЭ, курса
«Истоки» видны обще предметные линии:
Курс «Истоки» (1-4 класс)
|
Курс «Основы православной культуры»
(4 класс)
|
Курс «Основы светской этики»
(4 класс)
|
Курс «Основы мировых религиозных культур»
(4 класс)
|
Курс «Основы исламской культуры»
|
Курс «Основы буддийской культуры»
|
Курс «Основы иудейской культуры»
|
Родной край
|
Россия - наша Родина
|
Россия
- наша Родина.
|
Россия
- наша Родина.
|
Россия
- наша Родина
|
Россия
- наша Родина
|
Россия
- наша Родина
|
Книга.
|
Библия и Евангелие
|
|
Священные книги религий мира
|
Коран и Сунна
|
Буддийский священный канон «Трипитака»
|
Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы.
|
Храм
|
Храм
|
|
Священные сооружения
|
Хиджра
|
Буддийский храм
|
Храм в жизни иудеев
|
Семья
|
Христианская семья
|
Род и семья –
исток нравственных отношений в истории человечества.
|
Семья
|
Семья в исламе
|
Семья в
буддийской культуре и её ценности
|
Ценности
семейной жизни в иудейской традиции
|
Милосердие
|
Милосердие и сострадание
|
|
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
|
Пожертвования во имя Всевышнего
|
Сострадание и милосердие
|
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
|
Молиться всей церковью
|
Пасха
|
|
Праздники и календари
|
Праздники мусульман
|
Буддийские праздники
|
Еврейские праздники: их история, традиции
|
Щит и меч
|
Подвиг
|
Богатырь
и рыцарь как нравственные идеалы
|
Долг,
свобода, ответственность, труд
|
Любовь
и уважение к Отечеству
|
Любовь
и уважение к Отечеству
|
Любовь
и уважение к Отечеству
|
Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь
тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими
высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу,
мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям,
бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской
школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется,
уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но
составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 класса по
курсу «ОРКСЭ» и курсу «ИСТОКИ» не
акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и
общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель
Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя
чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и
смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...> Укажите на
тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным
обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её
неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её
небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него
устыжённый взор, придёт к осознанию достоинства добродетели.» Поэтому,
преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее
раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться
бичеванием порока.
Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает
материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные
ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей
жизни): любовь к Родине, уважение старшим, сострадание ближним, благоговение к
жизни и др. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над
мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле
своего существования. И именно открытия мира духовно-нравственных ценностей
позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает
его по настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.
Использованные
ресурсы
1.
http://www.smolensk-seminaria.ru/OPK/dlya_uchitelya.php
2.
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82+%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9+%D0%9E%D0%A0%D0%9A%D0%A1%D0%AD&clid=1923020&lr=213
3.
http://www.orkce.org/node/454
4.
http://xpam-xpicta.ru/duhovnoe-prosveschenie-i-katehizacija/7300-pedagogicheskiy-forum-dlya-uchiteley-orkse.html
5.
http://omczo.org/publ/65
|